• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2

Татарское поселение Нижегородчины [Статья]


20.06.20, 14:45


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью «Татарское поселение Нижегородчины» Ольги Сенюткиной, профессора кафедры истории, регионоведения и журналистики Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, опубликованная в журнале «Нижегородская коллекция» № 1(5) 2013 г.


Юго-восток современной Нижегородской области, где традиционно проживают татары, представляет собой одно из ответвлений Великой Степи, один из северных её «язычков», место, где соприкасаются лес и степь. Тюрки (затем татары) начали заселять эти земли и укореняться на них с XIV столетия (а возможно, и ранее), сначала как вольные переселенцы, а затем, с XVI в., как наделённые Российским государством служилые татары. Многие татарские селения не сохранились до наших дней и ныне не существуют, хотя память о них осталась.

Историческими источниками (ещё до создания Российского государства с центром в Москве) фиксируются те селения татар, которые существуют на Нижегородчине и по сей день. В середине XV в., как говорят документы, существовало селение Сабачай. Его же называли Сафаджай (ныне – Красная Горка Пильнинского района области). К концу XV в. появляется деревня Петряксы. Во второй половине XVI столетия начинает свой путь деревня Рыбушкина (сегодня на Нижегородчине известны два селения – Большое и Малое Рыбушкино).

Большая часть современных татарских деревень Нижегородчины берёт своё начало с рубежа XVI–XVII столетий. Государство наделяло служилых татар землей за военную службу: они участвовали во многих войнах допетровского времени, отличаясь прекрасными навыками в военном деле, мужеством и смелостью. Часть границы Российского государства проходила в те давние годы по нижегородской земле. Прекрасно знавшие степь, служилые татары охраняли покой всего населения Нижегородчины от набегов ногайцев и крымцев. Процесс создания служило-татарских поселений растянулся на столетие: с последней четверти XVI по последнюю четверть XVII в.

Современные нижегородские татары – в основе своей потомки тех славных воинов, которые верно несли службу Отечеству на протяжении жизни ряда поколений. Как и другие жители Нижегородчины, татары своим трудом наращивали экономический потенциал нашего региона. С эпохи Петра Великого их статус изменился: из служилых татар – владельцев земли они превратились в государственных крестьян – пахали землю, выращивали скот, торговали, а если было необходимо, брали в руки оружие, как делали их предки, и отправлялись на войну. Те, кто писал о нижегородских татарах в последующие времена, неизменно отмечали здоровый образ жизни (трезвость поддерживал ислам, религия татар), физическую силу, рачительность, склонность к торговле. Не боялись татары самой тяжелой работы. Например, на Нижегородской ярмарке многие работы по погрузке и разгрузке товаров делались именно татарами.

В советские времена татары Горьковской области вместе с другими народами страны героически воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Один из сынов Нижегородчины – Садык Фахретдинович Абельханов, уроженец татарской деревни Семеновка, получил посмертно звание Героя Советского Союза. Судьбы нижегородских татар тесно переплетены с судьбами других этносов региона. Нас всех, татар, русских, мордву, марийцев, чувашей, представителей других этносов, объединяет одна общая забота – процветание Отечества.


Пресс-служба сайта «Диалог»