• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2

О коренном населении края [Статья]


27.06.20, 11:08


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью старшего научного сотрудника историко-художественного музея г.Арзамаса Сергея Филипповича о мордовском поселении в Нижегородском регионе.


Согласно данным опроса Всероссийской переписи населения 2002 г. национальность «мордва» составляли: в Арзамасе – 491 человек (0,36 % от всего населения), в районе – 180 человек (0,32 % от всего населения). Но многие из арзамасцев просто забыли и не знают, что они потомки народа мордвы.

Каким же были древние обитатели нашего края, как жили и трудились?

Мордва принадлежит к финно-угорским народам Поволжья. Коренная территория расселения мордвы – бассейны рек Суры и Мокши. Значительные группы мордвы встречаются по всему Поволжью, Приуралью, Средней Азии и Дальнему Востоку. Мордовский народ состоит из двух больших родственных племен: мордвы-эрьзи и мордвы-мокши, говорящих на родственных, но самостоятельных языках.

Одним из наиболее ранних и достоверных источников по истории народа мордвы являются «Записки о Московитских делах» Терберштейна, бывшего австрийским послом в Москве в 1517 году. В своей работе он пишет: «...К востоку и югу от р. Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва, который имеет особый язык и подчинён государю Московии...Они (мордва) живут в селах, разбросанных там и сям, возделывают поля, изобилуют драгоценными мехами, это очень сильные люди, ибо они часто отражают от себя даже разбои татар, почти все они пехотинцы, замечательны своими длинными луками и отличаются опытностью в стрельбе...» Автор говорит о высоком экономическом уровне развития мордвы, о борьбе против татар и одновременно об удивительном отношении русских к мордве.

Многие этнографы, писатели, путешественники, побывавшие в мордовских землях, оставили воспоминания о быте и нравах мордвы. В них содержатся высказывания об ужасной бедности, и отсутствии просвещения, но вместе с тем подчеркивается доброта, честность, трудолюбие мордовского населения.

Профессор Казанского университета Фукс писал: «...мордвины сложением крепче русских. Лицо у них могущественного вида...Женщины высокого роста, плечисты и до старости ходят прямо. Между ними часто встречаются с правильными и очень красивыми лицами. Из всех угро-финских племён мордва есть народ самый здоровый и стройный...».

В 1930 году в учёных записках Саратовского университета была опубликована книга «Арзамасская мордва». Составленная Гераклитовым по писцовым и переписным книгам XVII –XVIII вв. она содержит ценные материалы о заселении нашего края мордвой. Некогда обширный Арзамасский уезд делился бассейнами рек Теши и Пьяны на восточную часть – Утишье, где проживало смешанное население и западную – Залесье, заселенную в основном мордвой. Утишье было зоной давнего сожительства мордвы с русскими. Мордовское население уезда подчинялось своему правительственному учреждению – приказу Новгородской чети, что свидетельствует об остатке автономии мордвы. В XVII в. мордва не была крепостной и сохраняла элементы самоуправления. При выплате податей населения пользовалась круговой порукой и выборной организацией.

О былом расселении мордвы на территории Арзамасского уезда можно судить и по данным топонимики. Мордовские деревни старого Арзамасского уезда получали название от урочищ (Чуварлейка, Куколей (Бокалей), Ковлей и др.) или от мужских эрзянских имен. Эти имена часты в фамилиях. Так с. Атингеево названо по имени первопоселенца Семена Атингеева, с. Кильдюшево по имени жителя этого села Мокея Кильдюшева, с. Ризоватово носит имя мордвина Кирдяна Ризоватова.
 

27.06.20 2
Мордовское поселение в Нижегородской губернии, фото - нач.XX века


Главным занятием мордовского населения была охота, а также животноводство и земледелие. Известный учёный и исследователь России академик Паллас, путешествующий по мордовским землям в 60-х годах XVIII в. и, кстати, посетивший и наш уезд, писал: «Они [мордвины] рачительные пахари и почти российских мужиков в том превосходят...». Одним из главных занятий мордвы было бортничество – добывание мёда и воска и разведение диких пчёл. Владели обитатели нашего края и многими ремеслами, в т.ч. гончарный. Гончарная посуда изготовлялась женщинами вручную без гончарного круга.

Живя бок о бок с русскими мордва сохраняла и свои самобытные черты. Женщины-мордовки были искусными ткачихами. Народный мордовский костюм был красочен и своеобразен. Одежда каждой группы мордвы имеет свои отличия в покрое, расцветке, характере орнамента, в форме головного убора. Костюм женщины-эрзянки «панар» представляет рубаху из белого полотна, украшенную строгой вышивкой. К костюму прилагаются многочисленные украшения шейные и нагрудные. Очень своеобразно выглядит поясное украшение «пулай», выполненный из кистей цветных нитей, раковин-каури, медных бляшек весом до нескольких килограммов.

До крещения мордва была язычниками. Обобществляя силы природы, население поклонялось богиням воды, земли, солнца. Жила мордва деревнями и имела свои мольбища. Строительство оборонительных сооружений, укрепление русских границ способствовало быстрому заселению уезда русскими. Живя по соседству с русскими, мордва перенимала более высокую технику ведения хозяйства и земледелия. А совместные экономические и торговые связи, борьба против общих врагов позволили мордовскому народу развить свою национальную культуру, укрепило дружбу двух народов-братьев.


Пресс-служба сайта «Диалог»