• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2

Посещение преподобным Сергием Радонежским города Нижнего Новгорода [Статья]


17.07.20, 15:40


В день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью иеромонаха Гавриила (Горина), кандидата философских наук, доцента ФГБОУ ВО «Российского государственного университета имени А. Косыгина», соавтора просветительского проекта «Сормовская слобода», которая посвящена посещению Сергием Радонежским Нижнего Новгорода.


Имя игумена земли Русской, а также благодатная сила духовного центра нашей Родины – Свято-Троице-Сергиевой Лавры всегда являлась для нашего Отечества его духовным стержнем. Преподобный Сергий традиционно считается не только духовным покровителем образования и просвещения, но и молитвенным защитником Руси. Само имя преподобного, его духовные труды и подвиги по своим сущностным характеристикам являются носителями фундаментальных ценностей Святой Руси. Что в современных условиях жизни нашего общества является насущно востребованным для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания нашей молодежи.

Имя преподобного Сергия имеет особое значение не только для Москвы, но и для Нижегородчины. В 2020 году исполнилось 655 лет со времени вхождения Нижнего Новгорода в состав новой Московской Руси и по свидетельству исторических источников это событие непосредственно связано с преподобным Сергием.

Однако, перед тем, как сказать слово о духовно-нравственном значении и воспитательном потенциале, который несет в себе предание о посещении преподобным Сергием Радонежским Нижнего Новгорода в 1365 году, нам, прежде всего, хотелось бы остановиться на рассмотрении этого уникального события в свете отечественной исторической науки.

Подробное житие преподобного Сергия Радонежского повествует о том, что в 1365 году преподобный Сергий по благословению митрополита Московского и всея Руси Алексия отправился в Нижний Новгород с целью смирить Нижегородского князя Бориса Константиновича, вернуть Нижегородский престол князю Дмитрию Константиновичу, а главное заключить крепкий политический и духовный союз между Москвой и Нижним Новгородом. Для осуществления этой задачи преподобному Сергию были даны самые широкие полномочия.

По этому поводу в своём труде «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» Е.Голубинский пишет: «В 1365 г. поссорились между собой князья Суздальские Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего умершего брата, и не хотел уступать его старшему брату. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, который в малолетство великого князя (родившегося в 1350 г.) был правителем государства». По мысли Евгения Голубинского, великий князь Московский Димитрий Иоаннович и митрополит Алексий хотели заставить младшего брата удовлетворить требование старшего брата без вмешательства оружия. Тем более, что как внутренняя, так и внешняя обстановка на Руси в это время была очень напряженной. Именно поэтому Димитрий Иоаннович и митрополит и отправили в Нижний Новгород к князю Борису преподобного Сергия. Причём митрополит якобы даже поручил преподобному Сергию, в случае упорства Бориса, затворить в Нижнем все церкви, другими словами, наложить на город церковное прещение. Но так ли это было на самом деле, мы попробуем разобраться ниже.

Итак, нам известно, что «в конце XIV века преподобный Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю». О начале этого пути мы можем узнать из летописных источников. В одном из них сказано «зашёл (преподобный Сергий – вст. автора) по дороге в Спасский монастырь (ныне - известный как Андроников монастырь – вст. автора) навестить своего ученика». У исследователя Н.Королевой по этому поводу мы можем прочесть следующее: «на Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Проща – это народное название многих часовен, стоящих у городских застав (в данном случае у Рогожской заставы). По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником». Далее, учитывая тот факт, что старая дорога на Нижний Новгород проходила через Владимир, Суздаль, Пурех и Балахну, можно предположить, что именно по ней и шёл преподобный Сергий в Нижний Новгород.

Прибыв в Нижний Новгород, преподобный Сергий по преданию посещал не только Нижегородского князя Бориса Константиновича в Нижегородском Кремле, но и бывал у преподобного Дионисия впоследствии епископа Суздальского в Вознесенском Печёрском монастыре. Этот эпизод подтверждают факты из биографии преподобного Сергия: «По кончине святого Алексия преподобный Сергий, узнавший Дионисия еще в Печерском монастыре в 1365 году, предлагал великому князю Димитрию избрать Дионисия в митрополиты». Согласно дошедшего до нас монастырского предания, преподобный посещал и Нижегородский Благовещенский монастырь, который незадолго до этого был возрожден святителем Алексием.

Относительно путешествия преподобного Сергия Радонежского в Нижний Новгород очень интересное уточнение в своей книге «Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XXвв.) делает отец Сергий Минин. Он пишет: «Преподобный Сергий отправляется на исполнение церковного послушания в крайне неблагоприятный и опасный период. В 1364-1365 гг. в нижегородских пределах свирепствовала эпидемия чумы, распространившаяся далее по всей Северо-Восточной Руси». Учитывая вышеизложенное можно предположить, что церковное предание, которое свидетельствует о том, что по пути в Нижний Новгород преподобный Сергий основал небольшой деревянный храм в д.Лихарёво находящейся недалеко от стольного града Нижегородской земли в Балахнинских приделах (ныне - п. Копосово Сормовского района г. Нижнего Новгорода). Эпидемия чумы вполне могла поспособствовать тому, что бы преподобный Сергий по пути в Нижний Новгород сделал небольшую остановку. И сделал он эту остановку скорее всего не потому, что боялся чумы, а как пастырь Церкви оказать посильную духовную помощь страдающим от чумы Нижегородцам. Как известно на окраине вышеуказанной деревни исстари существовало несколько источников с чистой питьевой водой. Известно в церковной практике существует традиция освящения воды для исцеления болящих от их недугов душевных и телесных, кроме того общеизвестным является факт того, что преподобный весьма часто основывал монастыри и храмы в местах где неподалёку находились источники. Поэтому он вполне мог освятить для исцеления больных эти Лихарёвские источники. А в память об этом событии, как это тогда и было принято на Руси, он вполне мог поставить и небольшой храм или часовню. Впоследствии в память о святом основателе этот храм местные жители начнут именовать Троице-Сергиевой церковью, о чём собственно и свидетельствует предание, зафиксированное в описании истории Троицкого храма. Кроме того, церковное придание фиксирует тот факт, что Лихарёвские, а позднее Копосовские источники пользовались особым почитанием не только у верующих Нижегородцев и верующих близ лежащих к Нижнему Новгороду областей, но даже и у москвичей, вплоть до революционной поры. И почитание их было связано именно с именем Сергия Радонежского.

Такой ход вышеуказанных событий может косвенно подтвердить не только наличие церковного предания о святом основателе Копосовской Троицкой церкви, но и исследования Н.С. Борисова, которые он предпринял в своём труде «Сергий Радонежский». В нём он так описывает то, что вполне могло предстать взору преподобного старца: «По дороге Сергий видел немало мертвых, опустошенных чумой деревень. Ветер доносил оттуда запах смрада: в избах разлагались трупы, хоронить которые было некому. Особые отряды, сжигавшие зачумленные деревни, не успевали справляться со своей страшной работой». Поэтому то, что он видел, вполне могло вызвать у него ответную реакцию и естественное пастырское желание оказать посильную помощь ближним своим.

Завершая свое повествование о походе преподобного Сергия в Нижний Новгород отец Сергий пишет: «Однако надежда великого князя и митрополита обойтись без вмешательства оружия оказалась напрасной: Борис не внял увещаниям Сергия и даже не хотел покориться и после того, как тот, согласно поручению митрополита, затворил в Нижнем церкви (он покорился, когда вслед за тем было выслано против него Московское войско)». Если согласится с точкой зрения отца Сергия, то получается, что в целом путешествие преподобного Сергия Радонежского в Нижний Новгород было неуспешным и не имело положительного результата. И опять возникает вопрос, а так ли это было на самом деле? И неужели высокий духовный авторитет Маковецкого игумена не возымел действие на, хотя и князя, но всё же, православного по вере человека. На этот вопрос мы постараемся ответить ниже.

Обратно из Нижнего Новгорода в свою Троицкую обитель, как свидетельствуют летописи, преподобный отправился водным путём. И путь его пролегал по рекам Оке и Клязме. По дороге, как повествует об этом церковное предание, преподобный Сергий в Нижегородских землях посетил Дудин Свято-Никольский монастырь. По этому поводу на информационном портале г. Дзержинска опубликовано следующее: «С 1365 года (этот монастырь - прим. автора) упоминался в охранной грамоте о сохранении Никольско-Дудина монастыря игуменом Сергием и об оказании помощи монастырю».

Выйдя из Нижегородских пределов преподобный вернулся в свою обитель, проходя через Гороховец и Киржач, где основал небольшие обители.

Завершая повествование о путешествии преподобного Сергия Радонежского в Нижний Новгород хотелось бы остановится на вопросе о времени, когда именно в течении 1365 года могло состояться это путешествие. В своем исследовании К.Аверьянов отталкиваясь от примерного времени основания преподобным Георгиевской пустыни под Гороховцом, он высказывает предположение о том, «что основание обители пришлось на ноябрь – декабрь 1365 г. Следовательно, на это время пришлась миссия Сергия Радонежского в Нижний Новгород». В результате понятным становится и тот факт, что обратно из Нижнего Новгорода преподобный Сергий отправился ни как обычно пешим, но водным путём. И действительно в начале декабря, когда уже достаточно холодно, ветра, снег и слякоть, пешие путешествие весьма затруднительно и не безопасно, а вот водный путь, пока на реках не встал ещё лёд, относительно скор и более безопасен.

Воспитательный потенциал вышеуказанных событий заключается в следующем.

Во-первых, в результате трудов и большого духовного авторитета преподобного Сергия «ссора князей не переросла в кровопролитный конфликт, грозивший втянуть в себя силы Орды», что уже само по себе является таким же важнейшим духовным деянием стоящим наравне с его благословением великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле.

Во-вторых, Нижегородское княжество в конце XIV века окончательно входит в состав нового Московского Русского государства, а основанный по преданию преподобным Сергием Троицкий храм с тех пор в сознании Нижегородцев является символом единства Нижнего Новгорода и Москвы.

Говоря о истории церкви Святой Живоначальной Троицы стоит отметить, что в XVII в., когда Лихарёво вошло в поместье служилых людей из боярских детей Копоса и Щетины Хабаршиковых, его стали называть по имени хозяина – Копосово. Это имя в последствии и стало его новым названием. В свою очередь само село Копосово входило в пределы Козинской волости Балахнинского уезда.

О дальнейшей судьбе храма достоверно известно, что с 1547 года по 1764 год село Копосово и его приходской Троицкий храм находились во владении Троице-Сергиевой Лавры в качестве ее вотчинного землевладения. У Троице-Сергиева монастыря на Нижегородской земле вотчины находились в Нижегородском, Балахнинском, Арзамасском и Семёновском уездах. «Впервые они появляются у Сергиева монастыря в Балахнинском и Нижегородском уезде в I530-I540-е годы (соляные варницы в Балахне и земли из состава поместных близ Нижнего Новгорода). В Нижегородском уезде Троицкий монастырь в частности имел села в волости Стрелице: Копосово и Черное. «Стрелицей» или «Стрелецким станом» называлась часть Нижегородского и Балахнинского уездов в треугольнике, образованном слиянием Оки с Волгой, в нее входили следующие селения: Гордеевка, Молитовка, Борзовка, Ратманиха, Козино, Копосово».

Во время Великой смуты XVII века, когда под угрозой находилось само существование Русского государства, Нижегородская земля сыграла свое решающее значение в защите Родины и веры. Так еще в самый разгар смуты на подступах к Нижнему Новгороду – около селений Копосово и Большое Козино, в районе Кадниц, под Ворсмой и Павловым Нижегородцами наголову были разбиты сторонники Лжедмитрия. А в 1612 году Нижний Новгород стал духовным, политическим и военным центром по формированию второго ополчения под руководством Минина и Пожарского. В связи с этим стоит упомянуть еще и том, что по преданию сам преподобный Сергий несколько раз являлся Кузьме Минину, призывая его на подвиг освобождения Отечества. И именно этому ополчению будет суждено освободить Москву от иностранных интервентов и восстановить Русскую государственность. Общеизвестным является и тот факт, что Нижегородское ополчение двигаясь в сторону Москвы, шло по старой Балахнинской дороге мимо Троице-Сергиевской Копосовской церкви, где как верующие люди, совершили напутственный молебен, для того что бы получить благословение Божие на свои труды в защиту Родины.

После Великой смуты о истории Троицкой церкви известно, что она как и село Копосово по прежнему до 1764 года принадлежали Свято-Троице-Сергиеву монастырю, что подтверждает и жалованная грамота императрицы Елисаветы Петровны выданная Троице-Сергиевой Лавре в 1752 году. В этой грамоте в частности говорится следующее: «Божиею поспешествующею милостию Мы, Елисавет Первая, Императрица и Самодержица Всероссийская ... объявляем сим: ... для почтения Угодников Божиих, Святых Сергия и Никона, Радонежских Чудотворцов, Всемилостивейше повелели той Троицкой Сергиевой Лавры, на приписные и возвращенные к оной Лавре монастыри, села и деревни, для неподвижнаго впредь владения, в подтверждение прежних жалованных грамот, имянных указов, крепостей, выписей и протчих документов, дать вновь Нашу, Императорскаго Величества жалованную грамоту, а имянно: ... В Нижегородском Уезде ... в Стрелицком стану село Копосово, к тому селу деревня, что был починок Денисов, деревня Соромонское, а Марьино тож на Марьине озерке, а по прежней ревизии починок Соромово, данной из Поместнаго Приказу во 192, выписи...».

Однако в связи с секуляризацией монастырских и церковных земель проводимой Екатериной II в 1764 году, село Копосово входит в состав Нижегородской губернии, а Троицкий храм переходит в состав Нижегородской епархии.

К концу XVIII старое здание церкви обветшало и в 1797 году на средства прихожан началось строительство нового храма, Однако строители допустили ряд конструкционных ошибок. В результате произошло обрушение храма. Строительство началось вновь и завершилось в 1803 году. Новая церковь была освящена Архиепископом Нижегородским Вениамином (Краснопевковым). В 1877 году к церкви был пристроен новый фасад в классическом стиле, а над главным фасадом возвели достаточно высокую, четырехъярусную колокольню, высотой 44 м. (с крестом). В храме было устроено отопление. После переустройства храм был повторно освящен Епископом Нижегородским Хрисанфом (Ретивцевым).

На тот момент в храме было три престола: центральный – во имя Святой Живоначальной Троицы, правый – во имя преподобного Сергия Радонежского и левый в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. К храму прилегало обширное землевладение, на территории которого располагались кладбище, пахотные и сенокосные земли, озеро, дорога и дома священников. Приход был весьма значительный.

Согласно архивным данным первым настоятелем нового храма был священник Матфей Семенов, он служил еще в старой деревянной церкви. В 1783-1793 гг., свое пастырское служение в Троицкой церкви начинал выпускник Нижегородской духовной семинарии священник Петр Иосифович Рубинский, впоследствии служивший в селе Черное. С 1808 г. настоятелем Троицкой церкви становится отец Андрей Петров, переведенный из Архангельской церкви села Большое Козино. В Копосово отец Андрей прослужил ровно 30 лет. В 1829-1833 гг. вторым священником в храме служил отец Иоанн Колосовский, его сменил священник Павел Орлов. Отец Павел в 1844 году был определен по назначению Нижегородской Палаты Государственных Имуществ наставником во вновь открытое в с. Копосово казенное приходское училище для обучения поселянских детей. К концу 19-го века Троицкая церковь входила во II благочиннический округ Нижегородской епархии. Настоятелем храма был тогда священник П.А. Орнатский – 69 л., окончил курс семинарии по 2 разряду, на службе с 1840 г., имеет наперсный крест. Второй священник, И.П.Орлов – 39 лет, студент семинарии, на службе с 1870 г., законоучитель, имеет скуфью. Диакон К.Ф. Левский – 42 года, из низшего отделения семинарии, на службе с 1864 г. Первый псаломщик М.А.Розанов – 24 года, из двухклассного городского училища, на службе с 1887 г. Второй псаломщик Я.И. Богородский – 34 года, из среднего отделения духовного училища, на службе с 1871 г. По штату при храме было положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика.

В нижегородском государственном областном архиве сохранились чертежи, план церкви, клировые ведомости, сведения о земельных владениях, а также послужные списки церковных служителей. При Троицкой церкви действовала церковно-приходская школа. «В 1916 году приход состоял из 2434 мужчин и 2501 женщин», всего около пяти тысяч человек.

Несмотря на революционный переворот 1917 года и начавшиеся гонения Троицкая церковь в Копосове продолжала свое служение.

Как пишет в своей статье А. Букачёв: «29 декабря 1918 года община церкви заключила соглашение на пользование храмом с Сормовским Советом и Отделом по отделению церкви от государства». Это соглашение подразумевало то, что отныне всё имущество церкви рассматривалось теперь как принадлежащее новой власти.

«В 1924 году село Копосово вошло в состав Сормовского рабочего поселка. А уже в 1928 году Копосово вошло в состав (города Нижнего Новгорода – уточнение автора), а позднее и города Горького».

В годы становления Советской власти, когда Копосово становится частью Сормова, а затем и Нижнего Новгорода, службу в приходе нес священник Иоанн Орлов. В разные периоды в Троицкой церкви служили следующие священники: Петр Орнатский, Константин Петров, Иоанн Делекторский, Павел Фиалковский. Настоятелем при котором в Советский период был закрыт Троицкий храм являлся священник Владимир Постников.

В 1933 году храм подвергся сильному разорению. Были сняты кресты. Местные жители рассказывают легенды о том, что колокола были утоплены в близлежащем озере. Для того чтобы не допустить поругания святынь, прихожане прятали в своих домах иконы, книги и другую церковную утварь.

Согласно материалам следственного дела по клиру Троицкой церкви от 1937 г. мы можем узнать, что по «делу церковно-фашистской, шпионо-террористической организации» митрополита Феофана (Тулякова) были арестованы священники – Владимир Постников – 5 августа и Александр Фоминский – 14 сентября; диаконы – Николай Мельников – 5 августа и Николай Кириллов – 13 сентября» . Кроме того, был арестован и председатель церковного совета, рабочий-слесарь Сормовского завода Кириллов Николай Матвеевич – 13 сентября. Все они были обвинены в контр-революционной агитации и приговорены заседаниями Особой Тройки при УНКВД по Горьковской области от 17 сентября, все кроме слесаря Кириллова, к расстрелу. 4 октября 1937 г. священники Александр Фоминский и Владимир Постников, а так же диакона Николай Мельников и Николай Цветаев были расстреляны в Горьковской тюрьме. Н.М. Кириллов был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

Как пишет А. Букачёв: «В материалах архивного фонда Горьковского облиспокома имеется Акт осмотра здания церкви в пос. Копосово по ул. КИМа от 21 августа 1938 г. Осмотр проводился комиссией из представителей Сормовского райсовета, райжилуправления, райсанинспекции, строительной санкинпекции райсовета и 6-й пожарной части». В результате комиссия обнаружила «ряд серьезных конструкционно-технических дефектов, не устранение которых влечет за собой опасность в дальнейшей эксплуатации этого здания» . Стоимость работ по устранению этих дефектов составила 900 - 950 тыс. рублей в ценах 1938 г. Осуществить такие расходы Троицкому приходу было тогда не под силу.

Надеясь хоть как-то поправить дело, церковный совет Троицкой церкви (в лице Мазурина И.С. и Прохорова Г.М.) 28 сентября 1938 г. направил в Сормовский райисполком заявление, в котором объяснял, что капитальный ремонт стоимостью почти в миллион рублей община выполнить не может «в виду отсутствия наличных средств и материалов». Однако власти только и ждали подобного письма. Так как уже через два месяца, а именно, 22 ноября 1938 г. президиум Сормовского райсовета принял решение о том, что ввиду отказа церковного совета от выполнения соглашения о ремонте здания Троице-Сергиевской церкви в пос. Копосово, церковь закрыть, а её здание передать завкому завода «Красное Сормово» под клуб. Горьковский облисполком своим постановлением № 400 от 21 декабря 1938 г. утвердил решение Сормовского райисполкома о закрытии церкви и передачи здания заводу «Красное Сормово».

В 1946 году в здании храма разместился цинковальный завод принадлежавший кооперативной артели. «Позднее указанный кооператив вошел в состав производственного объединения «Металлист» управления местной промышленности горьковского облисполкома как цех №1. Цех №1 ГПО «Металлист» выпускал оцинкованную посуду, тазы, ванны. В алтарной части храма расположили ванны с расплавленным цинком». По своим технологическим показателям цинковальное производство относится к разряду очень вредных производств. Изделия предварительно опускали в серную кислоту, а затем в ванны с расплавленным цинком. Ванны часто прогорали и тогда все их содержимое вытекало в церковные подвалы.

В 60-е годы по решению руководства предприятия была снесена колокольня, а над главным входом в храм был надстроен второй этаж. Центральной и наиболее старинной части храма был нанесен особенно большой ущерб. Была снесена правая опорная стена храма и его своды. Впоследствии над центральной частью храма был надстроен второй этаж. Был сломан главный Троицкий алтарь храма, а вместо алтаря к зданию храма были пристроены дополнительные цеховые помещения. В результате всех этих перестроек храм и прилегающая к нему территория окончательно потеряли свой исторический вид. В таком изуродованном виде здание храма продолжало существовать до наших дней и уже ни кто не мог узнать в этом здании когда-то одну из красивейших церквей Нижегородского края.

В 1989 году объединение «Металлист» было расформировано и цех №1 стал самостоятельным. А в 1992 году здание церкви было приватизировано и продано. В конце 90-х начале 2000-х годов церковные помещения занимало частное предприятие ООО «Прайд» по промышленному производству металлоизделий.

12 июля 2007 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении духовенства епархии совершил первый молебен в Троицком храме, а в январе 2008 года храм в честь Святой Живоначальной Троицы, благодаря усилиям правящего архиерея была возвращена в епархию. Это значимое событие для Нижнего Новгорода произошло ровно через 70 лет после закрытия храма.


Документальный фильм «Сергий Радонежский. Путь подвижника»
(режиссёр: Константин Голенчик, Россия, 2014 г.)



Пресс-служба сайта «Диалог»