• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2

Высокая степень согласности [Статья]


24.07.20, 09:00


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью Б. Мазурской (ННГУ им. Н.И. Лобачевского), опубликованная в журнале «Нижегородская коллекция №1(5), весна 2013 года». Статья посвящена истории заселения разными народами Нижегородского края. На протяжении столетий совместно развивались православная и исламская общины, вносившие свой вклад в становление духовной жизни края. Начавшаяся в средневековье трудовая и культурная интеграция народов Поволжья в пределах междуречья Волги и Оки дала со временем позитивные плоды: взаимодоверие, толерантность, отсутствие религиозной вражды и этнических междоусобиц. При этом регион становился средоточием положительного опыта взаимодействия религиозных общин.


Историческое взаимодействие этносов и религиозных групп Нижегородчины можно сравнить с практикой сосуществования религий и народов индийской цивилизации. Нелёгкий совместный труд и жёсткая необходимость сосуществования толкали группы людей к поиску форм и методов взаимосотрудничества. Нередко нижегородские священнослужители, опирающиеся на тексты Священных Писаний, проповедью показывали личный пример терпимости.

Нижегородский край по праву считается одним из исторических центров религиозной жизни России. Нижегородская епархия Русской Православной Церкви возникла в XIV веке, с нижегородской землей связаны имена еще двух российских патриархов – Никона и Сергия (Старгородского). Нижегородская духовная семинария, образованная в 1738 году, была наряду с двумя семинариями Санкт-Петербурга одной из первых духовных школ, положивших начало регулярному православному образованию в стране, и дала России целую плеяду церковных иерархов, учёных, религиозных просветителей.

В начале XX века в Нижегородской губернии было 1310 действующих православных храмов, часовен и молитвенных домов, 26 монастырей. Однако Нижегородский регион связан не только с православием. Заволжье, керженские леса – родина организованного старообрядчества. В начале XX века в Нижнем Новгороде прошёл ряд важных старообрядческих собраний. Парадоксально, что, проявляя веротерпимость к иноверцам, православная церковь и правительство преследовали своих старообрядцев: разоряли их скиты, уничтожали старопечатные книги, иконы и прочее. Только в 1903–1906 годах высочайшими указами старообрядцы были уравнены в правах с православными и им разрешили строить церкви, обители, иметь своих епископов.

Не последнее место в нашем крае занимал ислам, который исповедует татарское население региона. Стоит отметить, что первый съезд Союза мусульман в России состоялся в 1906 году именно в Нижнем, на пароходе «Густав Струве».

Ещё одна традиционная религия – иудаизм, которая представлена в области одной общиной хасидского направления. Этой общине в 1990 году было передано здание закрытой в 1938 году синагоги в Нижнем Новгороде. Во времена царствования Ивана Грозного в Нижегородчине поселились лютеране-лифляндцы (территорию Лифляндии в наши дни делят Латвия и Эстония). Причём из целого ряда мест поселений лифляндцев только здесь образовалась постоянная община со своим собственным проповедником. В 1828 году на улице Большой Покровской была построена лютеранская кирха на деньги общины (ныне – на её месте кинотеатр «Октябрь»). Кроме того, в городе имелся католический костел на Зеленском съезде, построенный в 1863 году, а также храм Армяно-Григорианской Церкви и мусульманская мечеть на ярмарке.

После большевистского лихолетья на территории региона вновь стала возрождаться российская веротерпимость. В Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище действует церковь Успения Пресвятой Богородицы, переданная общине старообрядцев. Есть в городе храм баптистов, мечети и синагога.


Пресс-служба сайта «Диалог»