• Верхний слайдер (осень)
  • Верхний слайдер (осень) - 2
  • Верхний слайдер 2

Педагогические заметки Николая Японского [Статья]


05.10.20, 10:00


Ко Дню учителя пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью священника Романа Савчука «Педагогические заметки Николая Японского», которая посвящена принципам педагогической деятельности равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Токийского и Японского.


Педагогическая деятельность занимала одно из первых мест в деятельности просветителя Японии. О её важности говорил Владыка и в воззвании «Господам, окончившим курс в Духовных Академиях» от 29 апреля 1886 г. Согласно подсчётам японского исследователя Наганава Мицуо, через православные школы равноапостольного Николая прошло свыше 1000 учеников. Таким образом наследие святителя в данном контексте является неоценимым опытом в организации мирного взаимодействия представителей разных социально-культурных традиций. Этот факт делает изучение педагогических воззрений святого ещё более актуальным.


  • По мысли святителя Николая, преданность делу, искренняя увлеченность идеей воспитания должна быть главным мотивом педагогической деятельности. Владыка неоднократно в своих письмах упоминал следующее: «Любовь к делу – вот самое первое и важное, что требуется от педагога <…> Любовь способствует развить целую систему действий, не тягостную для Вас и явно полезную для воспитанников, что прежде и больше всего будет мирить и сближать их с Вами».
  • Для равноапостольного Николая влияние учителя на учеников определялось, прежде всего, личностью самого педагога, примером его собственной жизни. Поэтому воспитатель должен безусловно гореть идеей высокого призвания и вдохновлять своих воспитанников.
  • Однако личность педагога не должна становиться для воспитанников кумиром, абсолютным примером для подражания. Главная задача учителя, как считал равноапостольный Николай, – воспитание самостоятельных и полноценных личностей, умеющих пользоваться даром свободы.
  • Важной чертой педагога, по мнению равноапостольного Николая, является самоотверженность, которая вполне сопоставимая с монашеским подвигом самоотречения.
  • Из означенных примеров видно, что главной целью воспитательской деятельности для равноапостольного Николая было создание у подопечных прочного нравственного стержня, привития любви к той идее и делу, которые он преподавал.
  • Всякое участие педагога в жизни воспитанников, по мысли равноапостольного Николая, должно сопровождаться «теплым участием», которая проявляется в «способности проникнуться нуждами ближнего, почувствовать радости и скорби ближних, точно свои».
  • Любовь к ученикам не должна превращаться в мнимую гуманность, связанную с неоправданной снисходительностью и даже лестью. По мнению владыки, она должна всегда сочетаться с «хладнокровным размышлением» и «решимостью поступать в указываемом сердцем и умом направлении», а также «авторитетностью сделать поступок правилом для других». «Ещё важное и необходимое свойство в педагогике, – писал равноапостольный Николай, – твёрдость. Нет хуже и вреднее в деле воспитания слабости, проистекающей или из мнимой гуманности, или из лести к ученикам и желания приобрести их любовь, или из безучастности к ученикам и желания соблюдать лишь собственное спокойствие <…> Слабость в воспитателе! Да что же может быть вреднее и даже глупее её!».
  • Даже самая строгая, но действительная справедливость, растворённая тёплым участием к воспитанникам, является вернейшим способом для педагога обрести авторитет. А он безусловно необходим воспитателю. Этот авторитет, основанный на любви и справедливости, поможет учителю стать для подопечных близким и достойным доверия человеком.
  • Любовь учителя также проявляется в доброй озабоченности жизнью воспитанников. Безразличия здесь проявлять нельзя. Педагогу не следует опускать из виду даже самые мелкие проступки или изъяны в поведении учеников, поскольку «из мелких, едва заметных черт образуется характер, именно в учебное время и формирующийся».
  • Просветитель Японии призывал всякого, кто решится ступить на стезю воспитательской деятельности, употребить максимум усилий для самообразования. «Самое важное заключается в общем развитии и образовании. Однако восприятие чужих идей педагогом должно обязательно сочетаться с их творческим переосмыслением, приспособлением для конкретных задач и условий деятельности. При этом творческий процесс восприятия чужих идей будет в педагоге воспитывать необходимое чувство личной ответственности за совершаемое дело и побуждать к самостоятельности».


Таким образом, личность педагога, по мысли Николая Японского, непосредственно связана с самоотверженным служением Богу и обществу. Любовь к делу, осознание высоты призвания учителя являются необходимыми условиями правильной мотивации воспитателя. В то же время, особая ответственность за души детей, за формирование их нравственного облика, должна побуждать учителя гармонично сочетать любовь со строгостью и справедливостью по отношению к ученикам. Необходимой чертой педагога является и внимательность, соединенная с тёплым участием в их жизни, радостях и трудностях.


Пресс-служба сайта «Диалог»