• Верхний слайдер (зима) - 2
  • Верхний слайдер (зима)-3.1.
  • Верхний слайдер 2

Без памяти о прошлом не будет будущего [Интервью]


08.02.21, 09:00


Ежегодно, 8 февраля по решению Генеральной Ассамблеи ООН отмечается День памяти юного героя-антифашиста. В интервью пресс-службе сайта «Диалог» библиограф информационно-библиографического отдела МБУК «Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской» города Армавира Краснодарского края, автор сайта «Виртуальная энциклопедия «Дети-герои» Юлия Королёва рассуждает о значимости памятного дня и о воспитании подрастающего поколения в современных условиях.


– Юлия Георгиевна, 8 февраля отмечается День памяти юного героя-антифашиста. В этот день мы вспоминаем детей и подростков, которые наравне со взрослыми воевали с коварным и сильным врагом. Как Вы думаете, значимость отмечаемого события за последние годы остаётся на прежнем уровне или возросла в российском обществе?

В последние несколько лет (года три-четыре) День памяти юного героя-антифашиста отмечается значительно активнее, чем в предыдущие 20 лет. Думаю, это связано с ростом антивоенных и патриотических настроений в обществе в целом. Это очень важно. Мы стали говорить не только о том, чего смогли добиться взрослые, но и о том, как много могут сделать дети.

Есть и существенное отличие от советской эпохи. Впервые День юного героя-антифашиста предложили отмечать участники московского клуба интернациональной дружбы им. Ю. А. Гагарина (это был главный КИД страны). В 1964 году 8 февраля как День юного героя-антифашиста было учреждено ООН в память о двух пятнадцатилетних подростках – Даниэле Фери и Фадыле Джамале. Француз Даниэль Фери погиб 8 февраля 1962 года во время расстрела рабочей демонстрации против войны в Алжире, Фадыл Джамаль из Ирака умер от пыток в багдадской тюрьме 8 февраля 1963 года, отказавшись выдать товарищей. Поэтому в советское время 8 февраля вспоминали зарубежных школьников: участников Сопротивления, послевоенного антифашисткого движения, юных борцов за мир. В их числе болгары Иванка Пашкулова и Митко Палаузов, югославы Бошко Буха и Лепа Радич, старшеклассники парижского лицея «Бюффон», гречанка Елена Папагеоргиу, поляк Збигнев Банась, латиноамериканец Луис Веласкес и многие другие. Значительно позже стали говорить и о том, что 8-9 февраля 1943 года были зверски замучены герои-молодгвардейцы Олег Кошевой и Ульяна Громова. Поэтому в последние годы в День памяти юного героя-антифашиста вспоминают и советских школьников, героически погибших в годы Великой Отечественной войны.


– Какие бы Вы посоветовали организовывать мероприятия в детских садах и школах?


Вариантов, как провести День юного героя-антифашиста, множество. Это и торжественные линейки, и день патриотической, интернациональной песни с рассказом о подвигах, совершенных школьниками во время Второй мировой войны, уроки мужества, часы памяти и патриотизма, возложение венков к памятникам, посещение музеев и мемориалов. Но, в первую очередь, в любом возрасте с детьми нужно разговаривать – доверительно, доступным детям языком. Иногда такая камерная, но искренняя беседа может повлиять на юного человека сильнее, чем торжественное мероприятие.


– Сегодня среди постоянного и нескончаемого информационного потока подрастающему поколению по сравнению с предыдущим поколением стало труднее доверять проверенным источникам информации (например, учебным книгам), которые позволяют достоверно узнать, как на самом деле было в прошлом. По Вашему мнению, как учителям и родителям привить желание ребёнку доверять достоверной информации?


Это очень непростой вопрос. Привить желание работать с достоверными источниками – это труд, нелёгкий и в то же время очень важный, необходимый. В век информации и всеобщей цифровизации все – не только дети, но и многие взрослые – любые сведения ищут, прежде всего, в Интернете: так проще, так легче. Но вот эта-то лёгкость очень обманчива. Достоверную информацию никакой Интернет в полном объёме пока не даст, а навыки самостоятельного поиска у многих или забыты, или не сформированы. И потому родителям нужно вместе с ребёнком заново учиться. Прежде всего, приучить себя обращаться в библиотеку, работать с каталогами и книгами, справочниками, словарями, энциклопедиями, документальными произведениями. Библиотекари, библиографы готовы в этом помочь. Подготовят справки, подскажут, в каком разделе искать, предложат книги. А если в фонде источников нет, помогут сориентироваться в поиске в сети Интернет. Необходимо посещать музеи – это очень надёжный источник информации, тем более что многое в музеях можно увидеть своими глазами, услышать интереснейшие рассказы о прошлом. Документы можно разыскать в архивах. И только после этой работы, когда сложится определённая картина событий, только тогда следует обращаться к Интернету. У библиотек, музеев, архивов есть собственные сайты, они тоже способны помочь. Есть научные исторические журналы, научно-популярные издания для детей – ими нужно пользоваться.


– От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия в будущем сберечь и приумножить саму себя. Сумеет ли она быть современной, перспективной, развивающейся и не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Как Вы считаете, что для этого нужно?


Для того чтобы воспитать нашу молодёжь перспективной, умной, думающей, духовно сильной, нам в первую очередь надо воспитать себя. Младшее поколение берёт пример со взрослых, подражая им. И потому, если мы сами станем лучше, лучше станут и наши дети. Именно от нас сейчас зависит, каким станет подрастающее поколение. Сумеем ли мы воспитать в нём любовь к родной земле или нет, сумеем ли научить детей самостоятельности ли не сумеем, станут ли младшие отзывчивыми, милосердными или не станут. Изменимся внутренне мы сами – изменится и молодёжь.

Сейчас принято ругать подростков. На самом деле наша молодёжь не плохая и не хорошая – она другая. Так же, как другой она была и в 30-е, и и в 60-е, и в 80-е, и в 90-е годы. Надо понимать, что каждое поколение растёт и формируется в других исторических условиях, отсюда его инаковость. И это нужно принять. И среди современной молодёжи лично я вижу много очень достойных примеров для подражания.

И похваливать подростков тоже нужно – не перехваливать и не возносить до небес, но и не ругать на каждом шагу, – а отмечать, что они смогут, сумеют, справятся со сложностями. И помогать им. Нельзя дистанцироваться от молодёжи. Нужно быть рядом с ней.


– Ваши пожелания в этот памятный день посетителям сайта.


Берегите мир! Самое ценное, что есть на земле, – это мир, жизнь и надежда на будущее. Помните детей, которые помогли спасти страну и планету, отстоять нашу свободу ценой собственной жизни, изменить мир. Передайте эту память младшим: нынешним детям, внукам, правнукам. Страна, её народ живы до тех пор, пока есть общая память.

Спасибо!

Пресс-служба сайта «Диалог»