• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2


01.06.20, 09:30


К Международному дню защиты детей пресс-служба сайта «Диалог» публикует интервью с Юлией Георгиевной Королёвой, автором сайта «Виртуальная энциклопедия «Дети-герои»». В ходе интервью Юлия Георгиевна рассказала историю создания сайта и его функционирование в сети Интернет, а также о воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма к своему Отечеству.


– Юлия Георгиевна, расскажите, пожалуйста, зачем создана «Виртуальная энциклопедия «Дети-герои»» в сети Интернет? Какая миссия у сайта?

– Начну издалека. Так сложилось, что первую историю о юном герое, точнее, героине, мне рассказали дома. Так получилось, что второе имя (домашнее) мне дали в память о героине Сталинградской битвы. И сначала рассказывали об этой девушке, затем читали книгу о ней. Как только научили читать, эта книга для меня стало настольной. С этим образом я росла. В восемь лет в учебнике прочитала об «Артеке» и его воспитанниках. А в десять встретилась с учительницей из школы имени Володи Дубинина в Керчи. После этой встречи к нам пришла огромная посылка с материалами о Володе для моего отряда – мы боролись за право носить имя этого юного партизана. Затем в тринадцать лет потрясла трагическая гибель юного посла мира американской школьницы Саманты Смит. После её гибели стала собирать материал о Саманте и других детях-миротворцах (этот альбом хранится у меня до сих пор).

Много лет я проработала в одном из вузов, в одной из республик нашей страны. В 2009 году мы со студентами беседовали о Великой Отечественной войне. Поразило, что двадцатилетние молодые люди почти ничего не знали о блокаде Ленинграда. Имя Тани Савичевой оказалось для них пустым звуком. И вот тогда мне стало страшно. Осознала, что я принадлежу к последнему поколению, которое жило рядом с ветеранами и воспитывалось на примерах пионеров-героев. Стало ясно: если я сейчас не начну что-то делать, через десять, двадцать, тридцать лет просто некому будет помнить об этих детях. Снова стал собираться материал. Сначала была задумка написать две книги. Но очень скоро – уже в 2010-м году – материал не помещался ни в одну из них. Стала думать, как быть дальше. Решила обратиться к Интернету.

Так в марте 2014 года появилась виртуальная энциклопедия «Дети-герои». Она призвана сохранить историческую память о детях, совершивших героические и социально значимые поступки. Эти ребята изо всех своих сил, невзирая ни на какие трудности, защищали Отечество, спасали жизни других людей, боролись с преступностью, делали всё, чтобы этот мир стал хоть немного добрее.
Сейчас в базе данных сайта содержится 13 258 имён юных героев от 2 до 17 лет из 120 стран мира, временной охват составил более тысячи лет. База данных постоянно пополняется. Задача энциклопедии – помочь воспитать общество в духе любви к своей стране и уважении к другим народам, в духе милосердия, сопереживания.

– Откуда Вы узнаёте сведения о детях-героях?

– Из очень разных источников. Это книги: научная, историческая, педагогическая, детская, художественная, просветительская, справочная литература. Это различные газеты и журналы: советские и современные, российские и зарубежные. Это Интернет-ресурсы, в том числе Минобороны, МВД, МЧС, порталы отечественных и зарубежных гражданских инициатив. Часть материалов представлена видеоресурсами: документальными и художественными фильмами, новостными видеосюжетами, социальными роликами. Это материалы библиотек, музеев (в том числе исторических, краеведческих, школьных), архивов. Некоторые сведения почерпнуты из воспоминаний родственников, с которыми ведется активная переписка, из личных встреч с юными героями.

– Какую дополнительную информацию можно найти на сайте?

– На страницах сайта можно уточнить даты жизни ребенка, время и место совершения подвига, найти описание самого подвига. Узнать о наградах, которыми отмечены юные герои, познакомиться с сохранением памяти о детях в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Выяснить, какие улицы, школы, теплоходы, географические названия, космические объекты названы в честь того или иного школьника.

– Сравнительно недавно вопрос «Нужно ли детей воспитывать в духе любви к своему Отечеству?» показался бы нелепым. Ответ был бы однозначным: «Конечно же, нужно!». Теперь же можно услышать мнения, что в эпоху глобализации, когда люди свободно путешествуют по всему миру и нередко переезжают на постоянное место жительства в другую страну, чувство патриотизма не столь важно, как раньше. Согласны ли Вы с этим утверждением? Как правильно воспитывать ребёнка в патриотическом духе? С чего нужно начинать молодым родителям?

– С мнением о том, что патриотизм сейчас не актуален, согласиться никак не могу. Наоборот, любовь к родной земле дает человеку – тем более стремящемуся увидеть мир – чувство надежной опоры, внутреннего стержня, уверенности. Патриотизм – это, прежде всего, любовь к дому. К тому месту, где ты вырос. Это основа, это корень всей нашей жизни. Без Родины человек становится перекати-полем, Иваном, родства не помнящим.

Я несколько раз была за рубежом, в том числе приходилось представлять нашу страну на достаточно значительном уровне. Это были непростые поездки. И точно могу сказать – без чувства, что за мной стоит огромная страна, было бы очень сложно. Патриотизм – это ответственность. Ответственность перед самим собой: а что я сегодня сделал такого, чтобы завтра было чуть лучше жить на моей земле? Кому помог? Что построил? Что создал? И не в громких делах и речах тут дело, а в самых обычных: дерево полить, принести лекарства больному соседу... Это ответственность и за то, что происходит в стране в целом, и за то, что делается в твоем городке или посёлке, вот на том клочке земли, где ты сейчас, в данный момент, сидишь. Настоящий патриот, кстати, часто бывает незаметным. Он не стоит на площадях под флагами и не кричит на всех перекрёстках в рупор. Он просто украшает тот уголок, где живет. Работает на благо страны, принося пользу жителям, помогает людям. Он никогда не осквернит ни одну могилу, наоборот – позаботится о ней. Он помнит, какой ценой было завоевано счастье просто жить на этой земле. И ещё. Человек, который глубоко любит свою страну, уважает такие же чувства представителей других культур.

Что делать молодым родителям? Начать с себя. Это звучит обыденно, но только так можно воспитать любовь к Родине у детей. Ведь всё начинается с семьи. Воспитайте любовь к родной семье у себя самих, позаботьтесь о родителях, бабушках и дедушках в своей семье – и дети переймут от вас эту заботу. Вспомните родных, которые воевали или трудились во время Великой Отечественной, расскажите о них малышам, покажите фотографии. Сделайте традицией готовить дома памятные уголки – не потому, что так принято, а потому, что это ваши родные. Вместе посмотрите фильмы о войне, обсудите увиденное. Прочитайте книгу – вместе, поговорите о прочитанном. Сами заботьтесь об окружающем пространстве и малышам прививайте это же – в совместном труде. Покажите детям, какая большая и очень разная наша страна – в картинках, познавательных фильмах, говорите о вашем восприятии России. Сейчас проходит много детских конкурсов – по истории, географии, русскому языку, конкурсов чтецов – примите в них участие. И помогите детям почувствовать вашу заботу о них. Это тоже воспитывает.

– В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне какие у Вас будут пожелания к посетителям сайта?

– Берегите мир – это самое ценное на Земле. Он так хрупок на этой планете. Храните память о тех, кто подарил нам его. Рассказывайте о юных героях своим детям, внукам, племянникам, ученикам, соседям, знакомым. Читая страницы сайта, вспомните добрым словом тех, кто отдал жизнь за наше Отечество, в том числе – за вас и ваших детей тоже.


Справка:

Виртуальная энциклопедия «Дети-герои» - общероссийский сайт, созданный в марте 2014 года, целью которого является сохранение исторической памяти о детях, защищавшие Отечество в разные исторические эпохи и жизнь других людей. Миссия сайта  - воспитание общества на примере юных героев, а также формирование исторической памяти у подрастающего поколения. На сайте размещено свыше 13 тысяч имён о детях-героях, которые жили в разные исторические эпохи.


Пресс-служба сайта «Диалог»