• Нуль
  • Верхний слайдер 1
  • Верхний слайдер 2


Образовательное пространство Сормовского района состоит из 18-ти общеобразовательных учреждений в которых обучается 14713 учащихся с 1 по 11 класс, 37 дошкольных учреждений с охватом 9060 воспитанников в возрасте с 2 до 6, 5 лет,  6 –ти учреждений дополнительного образования, включая Центр детского творчества и загородный детско-образовательный центр «Александровка»,  в которых занято более 6300 детей и подростков, 5-ти учреждений культуры, 11 библиотек.

Педагогическое сообщество состоит из 1914 педагогов, из которых  высшую категорию имеют – 1246 (65%) человек,  более 5 лет в образовании работают 1369  (более 70 %) педагогов.

По данным социального паспорта, в наше образовательное пространство входят еще 20213 родителей, из них- 11591 матерей и 8440 отцов, все они в той или иной степени являются участниками государственного общественного управления: членами родительских комитетов класса, школы, попечительских советов, участниками рейдов родительских патрулей. За 3 года на территории района было проведено более 390 рейдов, в которых приняло участие более 1600 мам и пап учащихся. Ни одно массовое классное,  школьное и районное мероприятия с участием детей не проходит без родителей, а так же бабушек и дедушек. И наша задача состоит в том, чтобы вовлечь в совместную деятельность  наибольшее количество родителей и сделать их активными участниками образовательного процесса.

На протяжении всей истории развития образования в Сормовском районе особое внимание уделялось и уделяется воспитанию активной гражданской позиции детей и подростков и всесторонней поддержке семьи, использовании ее потенциала для усиления эффективности образовательного процесса.

Главной задачей управления образования является повышение ценностно-смысловой основы семейного воспитания в районе.  Для нашего района участие в городских смотрах и конкурсах по вопросам семейного воспитания является действенным инструментом для совершенствования и развития семейного воспитания. 

Radchenko

начальник управления образования
администрации Сормовского района г.Н.Новгорода

 Научно-методологической базой развития нравственного потенциала семьи является  активное сотрудничество с городской научно-практической  лабораторией по проблемам воспитания и семьи. В разные годы школы более шести образовательных организаций района (более 30%), были базовыми экспериментальными площадками городской научно-практической  лаборатории по семейному воспитанию, осознанному родительству.

С 2005 года в районе реализуется программа «Семья», в 2014 году начата реализация «Программы воспитательной компоненты в образовательном пространстве Сормовского района на 2014-2018 гг.». Во всех школах района разработаны и реализуются программы по поддержке семьи, в которые систематически корректируются в соответствии  с изменяющимися условиями. В реализации программ и проектов по взаимодействию с семьей участвуют все социальные институты района, такие как:

- управление социальной защиты населения; правоохранительные органы; общественные организации; медицинские учреждения; депутатский корпус; КДН и ЗП; отдел опеки и попечительства; НОНД ДПО№2 П «Семья»; учреждения культуры и спорта; учреждения дополнительного образования детей; ПМПК
– Консультативно-методический центр; Сормовский ресурсный культурно-просветительский центр им. преподобного Сергия Радонежского; СМИ.

С 2010 года в районе реализуется православный проект «Сормовская слобода». Вся работа по реализации проекта осуществляется через работу Сормовского ресурсного культурно-просветительского центра им. преподобного Сергия Радонежского, созданного при поддержке Нижегородской Епархии, по трём направлениям:

1.работа с детьми и молодёжью;
2.работа с педагогами  района;
3.работа с родителями воспитанников детских садов и учащихся школ (через родительские собрания, беседы, лектории, участие в школьных и районных мероприятиях и др.);

 

Рисунок4

директор и сотрудники Сормовского ресурсного культурно-просветительского
центра имени преп.Сергия Радонежского г.Н.Новгорода

Районный Центр организует и координирует всю работу по реализации проекта «Сормовская слобода». Так был разработан алгоритм действий по выбору родителями учащихся 3-х классов модулей курса ОРКСЭ. Выбирая модуль по курсу ОРКСЭ, родители уже четвертый год отдают  предпочтение модулю «Основы православной культуры». Об этом свидетельствуют следующие данные.

Модуль ОПК:

в 2012-13  учебном году выбрали - 98 %,  
в 2013-14 уч. году - 90,3%,  
в 2014-15 уч. г.-  94,1 %,   
в 2015-16 уч.г. - 97 %.

Тем самым родители высказали своё желание, чтобы их дети изучали и знали историю и традиции Православия. Принимая социальный заказ родителей управление образование создало все условия для того, чтобы учащиеся получали качественное образование.

В 2012 году в дошкольной образовательной организации № 382, по желанию родителей, была открыта первая православная группа, а в сентябре 2014 года  открыта вторая группа. В 7 детских садах работают православные кружки. В 20 детских садах по просьбе родителей проводятся православные праздники, встречи со священнослужителями. Родительские собрания, индивидуальная консультативная работа, беседы за «Круглым столом», изготовление подарков для ветеранов, экскурсии по Храмам, Таинство Причастие детей – всё это позволяет создать единый контекст семейного и общественного дошкольного воспитания на основе общности цели, содержания и педагогических технологий, повысить православную культуру родителей, развить мотивацию на совместную деятельность с ребёнком и воспитателем.

Мы очень гордимся, что почти в каждом образовательном учреждении района созданы семейные клубы. Родители имеют возможность поделиться своим опытом работы по духовно-нравственному воспитанию на заседаниях РМО, районных родительских собраниях. В районе стали традиционными встречи митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и главы администрации Сормовского района с педагогической и родительской общественностью.

Более 25 лет с семьями, где воспитываются дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья работу ведут специалисты Консультативно-методического центра Сормовского района: психологи, дефектологи, логопеды, врачи-психиатры, методисты.

ПМПК реализует следующие направления деятельности:

- совместное определение проблем обучения, поиск совместных решений проблем в соответствии с индивидуальными особенностями развития детей;
- подготовка по результатам обследования ребенка рекомендаций, в том числе для родителей по вопросам организации образования детей с ОВЗ, детей с инвалидностью;
 - разработка индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с учетом запроса семьи и особенностей развития ребенка, в том числе ИПР для детей с инвалидностью во взаимодействии с БМСЭ;
- обучение родителей коррекционным технологиям работы с детьми с ОВЗ в условиях семьи;
- формирование жизненной компетенции у ребенка со сложной структурой дефекта (дети с аутизмом, с синдромом Дауна, с глубокой умственной отсталостью и ДЦП) с целью его дальнейшей социализации, работа проводится во взаимодействии с консилиумами ОО, а также с учреждениями здравоохранения;
- семейное консультирование по вопросам профилактики конфликтных ситуаций в семье и школьной дезадаптации детей и подростков в том числе по вопросам профилактики употребления ПАВ во взаимодействии с наркологической службой;

Ежегодно ПМПК оказывает помощь более 850 семьям с детьми школьного и дошкольного возраста, в том числе и не сормовичам.

Важнейшую роль в семейном воспитании играют учреждения дополнительного образования

6 учреждений дополнительного образования детей проводят работу по развитию социального партнёрства с семьёй, активно включают родителей в образовательный процесс. В течение учебного года проводятся как традиционные мероприятия, так и апробируются новые формы взаимодействия с семьей: День открытых дверей, родительские собрания, лектории и индивидуальные консультации, детские концерты, литературные вечера, вечера авторской песни, семейные гостиные, выставки творческих работ, рисунков, семейных альбомов, праздники семейных династий, семейные КВН,  родители с удовольствием участвуют в семейном «Фитнес-марафоне», футбольных матчах, шахматных турнирах, в МБУ ДО «Арина» ежегодно организуют семейный туристический поход «Люди идут по свету».

Сохранение межпоколенных семейных связей поддерживается проведением календарно-обрядовых праздников: Рождественские колядки, Святочный вертеп, Масленичные забавы, конкурс пасхальных композиций «Красная Пасха», «Свет Рождественской Звезды», «Яблочный спас». В клубе «Радуга» МБУ ДО «Агнес» создано семейное фольклорное объединение «Журалейка», где изучают и осваивают культуру нашего края: песни, танца, костюма, обрядов и обычаев, игр и игрушек. 

С целью трудового и профессионального воспитания в МБУ ДО «Арина» совместно с родителями разработали проект «Знаю. Умею. Научу», который реализовывался в дни летних каникул. Участники «Дворовой практики» и дети из прогулочной группы вышли на рабочие места лесничего, пожарного, тренера, предпринимателя, медицинской сестры, оператора почтовой связи, парикмахера и рабочего по обслуживанию зданий. Секретами профессионального мастерства поделились родители-волонтеры, это позволило расширить представления детей об особенностях профессий и получить свой первый социальный опыт собственного труда.

Сознательное взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования, позволит сделать процесс воспитания подрастающего поколения по-настоящему эффективным и успешным.

Фразу «кадры решают все» мы хорошо понимаем, поэтому большое значение уделяется блоку профессиональной подготовки всех кадров, причастных к воспитанию. На решение данного вопроса направлены усилия всех руководителей образовательных организаций района, в том числе и дошкольных учреждений, и учреждений дополнительного образования.   

Традиционно повышению компетенций в вопросах воспитания  педагогов, воспитателей, психологов,  родительской общественности, психолого-педагогическому сопровождению родительского всеобуча   в ОО района уделяется пристальное внимание. Мы понимаем, что семья- это ответственный, а теперь уже закрепленный в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», институт воспитания ребенка. Поэтому систематически к вопросу организации просветительской работы с родителями, к вопросу качества и точечного обучения родителей, вооружению их всеми необходимыми знаниями необходимыми в воспитании детей, мы обращаемся на совещании руководителей, конференциях, при аккредитации и аттестации, в индивидуальной работе с руководителями, в работе РМО классных руководителей, социальных педагогов, воспитателей, педагогов-психологов.

С 2000 года в районе по примеру городского всеобуча родителей, был создан районный факультет педагогической культуры родителей. За 15 лет через обучение в нем прошли более 500-т председателей классных родительских комитетов,  которые в свою очередь транслировали полученные знания на школьных родительских собраниях.

За это время перед родителями выступали кандидаты наук Стрельченко О.М, Татарченко  А.Ф., автор программы материнская школа «Исток»  Коркина М.В., руководитель научно – городской лаборатории по проблемам воспитания и семьи Белик Н.Н. и др.

На протяжении многих лет тесно взаимодействуем с детским врачом -наркологом Поповой Т.А. Советы психологов всегда востребованы родителями. Занятия для родителей проводятся 5 раз в году по темам, которые они выбрали сами.

Мы дорожим накопленным опытом, накопленном в районе и школах и систематически отражаем его в медиа-образовательном пространстве: городских, районных и школьных СМИ; сайтах УО и школ; методических копилках РМО и т.д.

Дать знания еще не значит иметь в родителях надежного партнера в воспитании, поэтому мы настраиваем ОО на вовлечение родителей в совместную и общественную деятельности как и учил Макаренко: « …воспитание детей – есть совместная жизнь родителей и детей». В нашем образовательном пространстве района, это  понятие воспринимается как данность. При этом мы, и на это указывается в Стратегии развития воспитания, на протяжении десятилетий стремимся поднять статус материнства и отцовства через участие родителей в конкурсах, проектах, требующих приложения совместных усилий школы и всех членов семьи, таких как: «Семья года»; конкурс семейных социальных проектов; акциях «Материнская слава», «Сын. Отец. Отечество»; исследовательский конкурс «Моя семья в истории страны»; выставка «История обычных вещей» и т.д.

В школьных конкурсах семейных проектов  ежегодно участвуют более 120 семей. Последний конкурс проектов был посвящён 70- летию Победы. Социальный проект школы № 26 занял 1 место в городе. Масштабно прошла акция «Бессмертный батальон» и «Полотно Победы» - 9 мая 2015 года в районном шествии приняло участие более 2500 детей и родителей.

Юбилею Победы был посвящён и конкурс «Моя семья в истории страны». Сормовичи стали победителям и призёрами городского конкурса: 1 место – семья Веселовых, школы №85, проект «Треугольники с войны, 2 место – семья Барановых, проект «Вклад моей семьи в дело Победы», шолы №183, 3 место – семья  Рекшинских, лицей № 82.

Выставка школы №76 заняла 1 место в городском смотре «Праздники земли Нижегородской», на которой были представлены национальные костюмы, предметы быта, музыкальные инструменты, традиционные блюда  русского, армянского и азербайджанского народов.

Повышение престижа материнства, отцовства способствуют  традиционные акции «Материнская слава», «Сын. Отец. Отечество.» В ходе акции «Материнская слава» в образовательных учреждениях проходят мероприятия для мам и с мамами (концерты, детские конкурсы творческих работ) Ежегодно на городском конкурсе отмечается 20 и больше работ из Сормовского района.  Ежегодно проводится районный праздник, на котором  чествовали  мам  (в первую очередь) многодетных мам, мам  приёмных детей, мам  экстремальных профессий, мам детей – инвалидов и  мам одарённых  детей. 

Ежегодно на торжественный прием во Дворец Чкалова приглашаются 3-4 мамы – победительницы районных акций. Грамотами департамента образования были награждены мамы – Ушакова Е.И., школа № 79, мама 8-ых детей Рамондина  Е.Н., лицей №82.

Акция «Сын. Отец. Отечество.» проходит в феврале месяце в военно – патриотический месячник.  ОУ проводят совместные мероприятия с отцами: конференции отцов, спортивные мероприятия. 

Также ежегодно 3 отца от района награждаются грамотами департамента образования. Это папы из многодетных семей; это папы – активные участники общественной жизни школы; папы, воспитывающие детей одни.

Значительную роль в популяризации лучшего семейного опыта в воспитании детей играет районный конкурс «Семья года», который традиционно проходит в апреле. Сохранить дружную семью кому- то помогают традиции, кому-то совместный досуг, хобби, работа, какая –то семья крепка семейными корнями. Семьи Сормовского района не раз становились победителями городского конкурса:.Козюковы, Антюковы (школа № 85), Агаповы (школа № 183), Барвенко (школа № 117). Информация о проведении конкурса печатается в газете «Красный Сормович».

Для нас конкурс «Классный руководитель» - это профессиональная планка, из 15 лет проведения конкурса классные руководители наших школ 7 раз становились победителями и призерами. А в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работу учреждения с семьей - трижды становились победителями ОО №№ 85, 79, дважды – ОО № 26, 117, 77, 82.

Наряду с семьями, которые активно участвуют в жизни района, школы, класса, остается немало семей, требующих особого внимания и помощи. Таких семей, относящихся к категории «неблагополучных», в образовательном пространстве нашего района более 600 –т (5 % от общего количества семей), это:

  • семьи социального риска – 132;
  • семьи, находящиеся в социально опасном положении – 89;
  • семьи, где родители лишены родительских прав -  101;
  • семьи, с опекаемым ребенком- 407;

Работа с такими семьями ведется в тесном взаимодействии со всеми социальными институтами района:

КДН и ЗП, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, отделом опеки и попечительства, ПМПК, администрацией района.

Так, специалисты отдела опеки и попечительства защищают законные интересы подопечных детей в судах по спорным вопросам воспитания, порядку общения с родственниками, родителями, лишенными родительских прав, взысканию алиментов, а также проводят большую работу с приемными семьями.  Регулярно с приемными родителями, опекунами, педагогическими работниками проводятся семинары, круглые столы, консультации с приглашением специалисты ФССП, судов, нотариусов, специалистов КДН и ЗП, медиков, сотрудников полиции. Лучшие приемные родители входят в состав ассоциации приемных родителей Нижегородской области и вносят предложения по защите прав детей на законодательный уровень.

В 2012 году Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий встречался в Сормовском районе с семьями, детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Стержневую роль в работе с такими семьями играют родительские комитеты, которые представляют единый общественно-экспертный орган и являются нашими важнейшими партнерами в процессе воспитания детей. Нам важно, чтобы каждый родитель понимал свою приоритетную роль, освоил ее и успешно применял в процессе воспитания своего ребенка и детей школьного сообщества. Эту задачу мы и ставим перед собой и считаем ее важнейшей на данном этапе работы. Уверенность, что у нас есть шансы справиться с ней, дают результаты деятельности сильных родительских комитетов в ОО №№ 79, 156. 82, 26 и др. Наряду с успехами в области семейного воспитания, есть и нерешенные проблемы,  над которыми предстоит еще работать – это участие в моделирование нравственной атмосферы семьи, качество проведения родительских собраний. На данный момент мы работаем над проблемой создания советов отцов на уровне школ и района. 

Мы уверены, что консолидировав усилия всех участников образовательного процесса, заинтересованных лиц, мы сможем вовлечь процесс воспитания все семьи Сормовского района.