• Верхний слайдер (осень)
  • Верхний слайдер (осень) - 2
  • Верхний слайдер 2


08.05.20, 14:00


Пресс-служба сайта «Диалог» публикует статью Светланы Поповой, методиста Сормовского ресурсного культурно-просветительского центра им. прп. Сергия Радонежского, учителя истории и обществознания МАОУ «Школа № 79 им. Н.А. Зайцева» и Константина Лангуева, помощника директора Сормовского ресурсного культурно-просветительского центра им. прп. Сергия Радонежского по вопросам работы с молодёжью, СМИ и печатью, которая посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В статье поднимается проблема утраты памяти среди подрастающего поколения («цифрового» поколения) о войне, и какие существуют педагогические методы в её преодолении.


В 2020 году отмечается 75–летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В российском самосознании это событие олицетворяет торжество высшей справедливости, победы добра и свободы над силами зла и насилия. Победа завоевана дорогой ценой. Это действительно праздник со слезами на глазах. День не только нашей высочайшей национальной гордости и славы, но и скорби. Немного найдется в России, на всём постсоветском пространстве семей, которых бы не коснулась, отозвавшись огромной болью, Великая Отечественная война [2]. Однако с каждым годом острее встаёт вопрос об исторической памяти подрастающего поколения, поскольку происходит её падение среди молодёжи. Печально, что в России есть те, кто подхватил мифы с целью похоронить эту память, и кто считает, что пришло время отказаться от торжественного празднования Дня Победы. Чем солиднее становятся цифры годовщин, тем чаще приходится сталкиваться с историческим беспамятством [1]. Одним из эффективных средств противодействия опасным тенденциям данной ситуации является восстановление общечеловеческой нравственности и гражданской солидарности на примере Победы над нацизмом [3].

В настоящее время курс по истории России выстроен таким образом, что на изучение Великой Отечественной войны в общеобразовательных учреждениях отводится слишком мало времени. Например, в 10 классе на историю России отводится всего 70 часов в год, где из них на тему о войне приходится 6–7 уроков. Исходя из данной ситуации руководству и педагогам школьных организаций необходимо разрабатывать дополнительные меры по актуализации темы о войне, которые могут выражаться в виде факультативов или внеурочной деятельности. Для подростков важно общение с участниками войны. Это позволит им узнать из «первых уст» подлинные военных события и почувствовать, что происходило на полях сражений. В частности, одним из эффективных механизмов сохранения памяти о войне является институт семьи. Родителям учащихся необходимо рассказать о своей семье, кто воевал, кто работал в тылу, а также не забывать рассказывать своим детям, в честь какого героя войны названа улица, показывать памятники, посвящённые солдатам, посещать военно-исторические места, участвовать в благотворительных акциях для ветеранов и тружеников тыла, предлагать читать книги и смотреть качественные фильмы о войне.

Память о Великой Отечественной войне составляет основу национального духа и гордости за страну. Юбилей Победы заставляет вновь задуматься о сохранении и актуализации исторической памяти о войне среди подрастающего поколения. Несмотря на попытки ревизии значения Победы, воспоминания о ней должны жить и передаваться от поколения к поколению. Это непросто, ведь «цифровые» поколения мыслят и чувствуют по-другому, у них во многом другое видение мира. Изучение современных механизмов формирования исторической памяти с использованием средств коммуникации позволит задействовать более эффективные и востребованные в молодёжной среде технологии ее формирования и сохранения [4].


Список литературы:


  1. Лавров С.В. О Дне Победы. URL: https://interaffairs.ru/news/show/22686;
  2. Матвиенко В.И. Не подлежит забвению. URL: https://rg.ru/2020/05/06/valentina-matvienko-o-75-letii-velikoj-pobedy.html;
  3. Афанасьева А.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / А.И. Афанасьева, В.И. Меркушин // Социологические исследования. – 2005. – № 5. – С.11-22;
  4. Бритвина И.Б. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне// Социологические исследования. – 2015. – №5 (373). –С.18-21.
Пресс-служба сайта «Диалог»